суббота, 10 января 2015 г.

Мастер класс "ScanNCut, заготовки для ручной аппликации"


У всех вкусы разные. С этим не поспоришь! Кто-то любит шить вручную, кто-то - на машинке...
Я - "машинист" до мозга костей! Люблю всё машинное, всякие приспособы технические.
Но временами тоже хочется просто посидеть и помедитировать с иголочкой. И опять же,  по своим предпочтениям, я выбираю не вышивку. Нет! Я выбираю ручную аппликацию. Аппликация - это вышивка для ленивых "машинистов"! Это мой компромисс: и вручную пошить, и, не успев утомиться, картинку закончить, а не закинуть в долгий ящик недоделанную работу.
В интернете сейчас очень много публикаций на тему ручной аппликации, где мастера делятся своими методами и приемами: как сделать быстрей, точней и легче, какие иголочки лучше, какие ниточки, как пользоваться бумагой для заморозки и т.д.
Я тоже внесу свою лепту:

Как раскроить детали для ручной аппликации на ScanNCut


1. Подготовительный этап
2. Сканирование изображения для фона и сохранение
3. Создание рисунка аппликации на ткани фона
4. Сканирование выкроек аппликации и сохранение
5. Вырезание деталей аппликации с припуском на шов



1. Подготовительный этап

Прежде всего определимся с изображением. Что собственно будем шить?
Для этого выбираем какой-нибудь милый незатейливый сюжет. Можно взять готовый сюжет в интернете или детской книжке. А для тех, кто немного умеет рисовать, конечно, лучше нарисовать свою картинку.
Я взяла листок бумаги для записей и простым карандашом нарисовала лошадку-качалку. Вот она:

Теперь подберу ткань для картинки. Голубоватая ткань будет фоном, а остальные пойдут на детальки

Само собой, ткань сначала декатирую (слегка увлажняю, чтобы она дала усадку). А затем ткань, из которой будут выкраиваться детали аппликации накрахмалю. Очень удобно для этого пользоваться крахмалом-спреем

Теперь возьму два листочка кальки и маркер. Вместо маркера можно взять фломастер, но ни в коем случае не простой карандаш или какую-нибудь ручку! Почему? Потому что мы будем сканировать обрисованные картинки, а машина видит совсем не так, как мы. Карандаш и ручка дают неоднородную линию, которая местами отсвечивает и бликует. Наш глаз ее сам дорисовывает по умолчанию, а машина все отсветы читает как дырки, то есть как прерывание линии. С маркером-то  и то еще немного потренироваться нужно, чтобы почувствовать, как надо правильно вести линию! Если линия проведена смело, за один прием, то всё получится с первого раза. Если линия получилась "шерстяная", из многочисленных штришков, то машина такую линию может начисто проигнорировать! Почему?
Попробую объяснить. Допустим, перед нами поверхность стола, в руках - тюбик зубной пасты или майонеза. Задача: нарисовать пастой ровную замкнутую непрерывную линию без кучек и кочек. Наверное, этим искусством виртуозно владеют кондитеры, которые на тортиках рисуют! А с непривычки это выглядит так: чуть замедлил движение - получилась клякса-кучка. Линия прервалась, чтобы ее восстановить накладывается с наплывом второй слой - получается кочка. Ну, и конечно, кочка там, где встречаются начало и конец линии!
Вот, примерно, такую же картину майонезом видит сканер. В местах, где кучки и кочки, чернила лежат объемно и бликуют, а значит, и непрерывность линии может не прочитаться.



Итак, у меня два листочка кальки. На один обведу всю картинку целиком, чтобы потом эту картинку наносить на ткань фона. Чтобы линии были ровными, подложила вниз газету для мягкости. Все линии обязательно должны быть замкнутыми. На моем карандашном рисунке есть кое-где щели (например, линия животика не замкнута), а на обведенном уже все линии замкнутые


На втором листе кальки отдельно располагаю детали аппликации, стараюсь вести линии плавно, без рывков и остановок (как кремом на тортике!) И обязательно замкнутые!


2. Сканирование изображения для фона и сохранение

Для сканирования рисунков подойдет стандартный бирюзовый мат

Обязательно выбираю "сканирование в машину"



Вот такая у меня получилась сканированная лошадка на Экране выбора способа вырезания
Здесь три основные кнопочки столбиком

Для начала можно любую нажать, но я всегда первой нажимаю на нижнюю, с ней машина быстрей "думает". Я это делаю, чтобы на экране появились красные стрелочки

С их помощью я уменьшаю рабочее поле моего рисунка,

чтобы оставить только нужное

А теперь, когда рабочее поле в норме, к выбору кнопок нужно подходить осмысленно!
Если я нажимаю верхнюю кнопку, то у меня выделенной будет площадь, очерченная внешней стороной линии контура всего рисунка. В принципе, ей можно только одной и пользоваться в аппликации.
Ее применяют, когда вся картинка представляет собой один замкнутый контур или несколько отдельно расположенных замкнутых контуров

Вот такая линия у меня будет подготовлена к рисованию:

 Сохраню ее на флешку.

Вторая (средняя) кнопочка нам, тряпичникам, совсем ни к чему, потому что она создает линии рисования (вырезания) по обе стороны от нарисованной черты.
Просто из интереса показываю, как бы выглядел шаблон для рисования лошадки, созданный средней кнопочкой:

А вот третья кнопочка в редких случаях тоже может пригодиться для рисования картинки фона. В каких? Когда внутри замкнутого контура имеется какой-то важный отдельно расположенный элемент (стремя в моем случае для примера).
Но тут надо учитывать один нюанс: линия будет сохраняться по внутреннему контуру нарисованной черты. И чем жирнее черту рисует мой маркер, тем худее получатся ножки у моей лошадки!

Сохраню и такой вариант на флешку. Скорей всего, им  и воспользуюсь.

3. Создание рисунка аппликации на ткани фона

Когда речь идет  о ткани, просто ткани, не укрепленной никакими флизофиксами, то надо пользоваться специальным клейким листом, приклеенным к стандартному бирюзово-фиолетовому мату.
Для этого берем специальный клейкий лист (у него клейкая поверхность закрыта защитной пленкой голубого цвета), располагаем так, чтобы голубой цвет был сверху. Не удаляя защитную пленку, аккуратно совместив край голубого листа с краем экрана на мате, потихоньку, выгоняя пузыри лопаточкой, наклеиваем по всей поверхности экрана на мате. И только после этого снимаем защитный слой. Если вдруг окажется, что кое-где имеются пузыри воздуха, то снова возвращаем защитную голубую пленку на место и прогоняем пузыри к краям экрана. Перемещаясь к краям, пузыри издают громкие щелчки и пропадают.

Когда мат готов, располагаем на нем ткань для фона аппликации. С помощью лопатки приглаживаем к экрану, чтобы ткань равномерно без морщин прилипла.
В моем случае на экране два куска ткани. На каждом будет по два рисунка

Загружаю мат в машину

и в "Сохраненных данных"

на флешке

выбираю нужный файл

Теперь нужно сканировать мои фоновые тряпочки:

Важно! Поскольку я пользовалась для сохранения шаблона не совсем обычной третьей кнопочкой, у меня сейчас в наличии не единая контурная линия, а набор разрозненных. Поэтому, тронь я с места хотя бы одну - рисунок нарушится! Чтобы этого не произошло, нажимаю кнопку Редактора компоновки

Затем выбираем кнопку Выделение

На экране выделения выбираем кнопку Выделить все

И только после этого все линии одновременно можно перемещать, не отрывая стилуса от экрана.

Разместив картинку в нужном месте, жму ОК


И выбираю "Рисование"

Но сначала нужно подготовить исчезающий маркер. В наборе их два, выбираю наиболее подходящий (контрастный) по цвету, чтобы линии были видны отчетливей

Держатель маркера готов к работе, помещаю его в каретку машины

и даю "Старт" на рисование картинки


Мне процедуру рисования картинки надо проделать четыре раза, поэтому, чтобы не искать снова шаблон на флешке, сделаю возврат:

и опять выделю все линии лошадки, описанным выше способом, чтобы передвинуть в другое место





Снова рисую лошадку, теперь уже слева внизу, а потом, опять проделав манипуляции выделения, справа вверху:


Все четыре картинки нарисованы. Нарисованы они исчезающим маркером, поэтому работу нельзя откладывать надолго. Через несколько дней маркер может исчезнуть


4. Сканирование выкроек аппликации и сохранение

Настала очередь листа  кальки с выкройками деталей аппликации

Сканирую выкройки в машину

Вот такая картинка появилась на Экране выбора способа вырезания

Важно! Здесь пользуюсь только верхней кнопочкой и больше никакой!
Ай-ай-ай! Какая досада! Самая большая и самая главная деталь не читается!
Скажу по секрету, так было задумано. Если не лень, прокрутите статью назад и посмотрите на фото обведенных выкроек. Ну, где (как кремом на тортике!). Там невооруженным глазом видны две кучки: одна на хребтине лошадки, другая - на ухе. Тут, как говорится, как повезет! Могло "проскочить", но не получилось:

Что же делать?  Нужно еще раз аккуратненько обрисовать поверх старого нечитаемого контура, избегая наплывов и кучек. Вот так:

Вуаля! Всё получилось!

Сохраняю выкройки деталей аппликации на флешку

5. Вырезание деталей аппликации с припуском на шов

Подкрахмаленную ткань приклеиваю лопаткой на мат и загружаю его в машину

Нахожу в машине сохраненные выкройки аппликации



Вот они. Мне все не нужны. Нужна только одна деталь - тело лошадки. Остальные надо удалить. Можно по очереди тыкать стилусом в ненужные детали выкройки и мусорную корзину, удаляя детали по одной

Но можно более рациональным способом. Нажимаю  кнопку Редактора компоновки

Затем выбираю кнопку Выделение

Затем кнопку Выделить все

Вот все и выделилось

Теперь надо ткнуть стилусом в те детали, которые нужно оставить.

Здесь это тело лошадки, оно "развыделилось". Жму ОК.

А теперь все выделенное ненужное удаляем за один прием!

Вот так!

Осталась выкройка тельца лошадки

Теперь сканирую ткань, нажав специально для этого предназначенную кнопочку:

 и опять жму кнопку Редактора компоновки

затем кнопку Редактор элемента

чтобы изменить количество на 4


Получился каскад из четырех деталек

Нужно их рационально разместить на ткани

Для этого можно две детальки повернуть на 180°, как на фотографиях ниже





Вот так, на мой взгляд,выглядит оптимальное экономное расположение выкроек

Важно! Теперь самое главное. Нужно задать размер припусков на шов. Делаем это в "Настройках"

Аппликация ручная, картинка маленькая, поэтому припуск на шов ставлю 3 мм

На Экране редактирования элемента выбираем кнопку "Припуск на шов"

Припуск на шов добавляется только к выделенной детали

Проделаю это с каждой деталью по очереди

Сам собой напрашивается вывод: сначала к детали добавить припуски на шов, а уже потом менять количество и местоположение



Все готово. Сначала рисую контуры деталей аппликаций, жму кнопку "Рисование"


Теперь настала очередь вырезания. Но предварительно надо провести тестовые вырезки, чтобы определить высунутость ножа.
Как это правильно делать, я писала здесь: в часть 4.Необходимые настройки ScanNCut.

Итак, опытным путем определила номер высунутости ножа. У меня здесь 3

Устанавливаю нож в каретку машины

и выбираю "Вырезание"

Даю "Старт"



Вырезанные детальки, аккуратно поддевая лопаткой, отделить от мата. Ткань - субстанция нежная, поэтому делаем все бережно, чтобы не деформировать и сильно не мохрить.

Дальше все делаю аналогично, только здесь я уже взяла ткань  не строго заданного по размеру мата формата, а разнообразные маленькие кусочки. Они тоже были предварительно подкрахмалены








Рисование контура деталей аппликаций

Вырезание деталей аппликаций с припуском на шов

Вот готовые выкроенные детальки:

А здесь я не стала отрезать куски ткани для раскроя на мате. Оставила как есть длинные "шарфики". Скатала свободные концы в рулончики и придерживала их руками во время работы машины. Так тоже можно делать.  Главное, на что надо обратить внимание - это полное отсутствие торчащих ниток и мохров с левой и правой сторон мата там, где двигаются ролики машины. Иначе, нитки могут зацепиться и потянуть за собой ткань внутрь машины, что может привести к поломке




Вот так я сначала нарисовала контуры деталей,

а потом и вырезала их

Вот теперь у меня все готово для выполнения аппликаций. Сразу четырех! А при желании можно и больше за один раз раскроить комплектов!


Незадействованные детальки пока спрятались в пакете, чтоб не потеряться нечаянно

Пришиваю аппликацию к фону, цепляя иголочкой нарисованную на ткани линию:

Сначала пришиваю нижние детали за видимые места, потом перекрывающие их детали:




Лишнюю ткань аккуратно срезаю, чтобы не было утолщений

При желании, можно сначала подогнуть припуски по рисунку.

У ткани есть память, пришивать детальки будет сподручнее.




1 комментарий:

  1. Спасибо большое за такое подробное описание работы!

    ОтветитьУдалить